На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
На страницы учебного центра
Организационно-правовые вопросы
Экономическая безопасность
Безопасность КИС
Защита речевой информации
Техническая защита объектов
Сертификация и лицензирование
Кадровая безопасность
Преступления в сфере высоких технологий
Нормативные документы
Полезные ресурсы

 

Институт коммерческой тайны

 

Г. К. Копейкин,

к. э. н., доцент

 

С формированием рыночных отношений в экономике существенную роль стала играть новая для России категория – коммерческая тайна.

Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции, то есть становится товаром.

Коммерческие секреты – форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы и подлежащие защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств путем хищения, выведывания, утечки информации.

Они различаются по следующим признакам:

  • по природе коммерческой тайны (технологические, производственные, маркетинговые);
  • по принадлежности к собственнику (собственность предприятия, отдельного лица).

Документы , содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф «конфиденциально», «строго конфиденциально», «только адресату» и др. Носитель коммерческого секрета – лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия.

Носителей коммерческих секретов следует отличать от источников закрытой коммерческой информации (ноу-хау, схемы, документы, технологии, изделия и др.).

Конфиденциальность (ограниченность доступа, секретность) защищает производителя от недобросовестной конкуренции , под которой следует понимать различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа, шпионажа.

Промышленный шпионаж – незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицом или предприятием на то не уполномоченным ее владельцем.

Существуют две формы конкуренции: добросовестная и недобросовестная. В первом случае получение максимальной прибыли происходит благодаря оказанию более качественных услуг и созданию лучших товаров. Во втором – используют незаконные методы: беззастенчиво прибегают к экономическому шпионажу, коррупции, ложной рекламе, подделкам продукции конкурента, демпингу с целью подрыва экономических интересов конкурента или вытеснения его с рынка.

Шпионаж в бизнесе не этическая проблема, а устоявшийся прием деловой конкуренции. Термин « шпионаж » означает активные действия, направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц. Главная причина шпионажа – стремление к реализации конкурентного преимущества как важнейшего условия достижения успеха в рыночной экономике.

Понятие «коммерческая тайна» введено законом от 12.06.90 «О предприятиях и предпринимательской деятельности в СССР» (в связи с принятием ГК РФ данный закон утратил силу, кроме ст. 34, 35 с 1.01.95). Согласно ст. 139 ГК РФ:

1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Особенности толкования статьи:

1. Указанная статья предусматривает таким образом защиту прав обладателя сведений (информации), не подпадающих под охрану норм патентного, авторского или иного специального законодательства, защищающего особые объекты гражданского права (ст. 151).

2. Статья не раскрывает содержание сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, указывая только на общий признак – коммерческую ценность информации.

3. Признание сведений конфиденциальными является прерогативой правообладателя. Исключения из этой нормы закрепляются законодательными или иными правовыми актами (см. постановление Правительства РСФСР от 5.12.91 №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»; Указ Президента РФ от 6.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»).

4. Статья распространяет условия охраны коммерческой тайны на служебную. На практике это не так, поскольку служебная тайна зачастую не является коммерческой ценностью. Запрет ее разглашения регулируется отдельными законодательными актами (законы РФ «О федеральных органах налоговой полиции», «О страховании», «О связи» и др.).

5. Защита коммерческой тайны базируется на системе конфиденциальности. Нарушение защиты влечет прекращение исключительных прав обладателя.

6. Другие лица могут пользоваться конфиденциальной информацией, получив доступ к ней на законных основаниях либо получив разрешение правообладателя («беспатентная лицензия»).

7. Статья прямо указывает на имущественную ответственность лица перед работодателем за разглашение служебной или коммерческой тайны. Реализация этого условия возможна только при включении его в трудовое соглашение (контракт).

При засекречивании информации следует исходить из принципа экономической выгоды и безопасности фирмы (принцип разумной достаточности). Информация ноу - хау должна всегда относиться к коммерческой тайне. Информация об изобретениях и рационализаторских предложениях относится к коммерческой тайне. К коммерческой тайне относятся не только договоры, но в ряде случаев и сами факты их заключения. Оптимальный размер затрат на охрану коммерческой тайны – до 15 % к себестоимости.

Критериями, по которым определяется информация, относимая к перечню сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть следующие:

  • информация должна быть коммерчески выгодна вам или конкурентам;
  • информация не должна быть общедоступна на законных основаниях;
  • информация не должна быть государственной тайной или защищена нормами авторского или патентного права;
  • информация должна быть зафиксирована в материальной форме;
  • информация должна быть специально обозначена (загрифована);
  • информация не должна скрывать запрещенные законодательством действия.

В форме коммерческой тайны может выступать интеллектуальная собственность. Согласно статье 138 ГК РФ интеллектуальная собственность есть исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

В бухгалтерском учете используется термин «нематериальные активы», близкий по смыслу интеллектуальной собственности.

К нематериальным активам относятся объекты, которые не обладают физическими свойствами, но обеспечивают возможность получения дохода длительное время; а также стоимость права пользования природными ресурсами, права на изобретения, авторские права, патенты, торговые марки, «ноу-хау» и др.

На практике используется следующая классификация нематериальных активов:

  • по отражению в балансе: активы, навыки и компетенции;
  • по формированию: приобретаемые, нарабатываемые;
  • по зависимости от людей: независимые (базы данных), зависимые (репутации);
  • по защищенности: защищены законом (торговые марки, патенты, авторские права, модели и образцы, контракты, лицензии, торговые секреты, базы данных) и не защищены законом (информация в обществе, репутация продукта и компании, организационные и персональные сети).

Представляют интерес методы оценки стоимости нематериальных активов:

  • метод сравнения продаж: сравнение с ценой аналогичной продукции;
  • доходный метод: оценка суммарного дохода от нематериальных активов в будущем;
  • затратный метод: стоимость нематериальных активов равна сумме затрат на разработку и продвижение.

Указанные методы могут быть использованы при расчете ресурсного обеспечения сохранности коммерческих секретов, то есть коммерческой тайны.

 

«Защита информации. Конфидент», №2, 2003, с. 18-19

 

| Начало | Новости | О проекте | О ЦПР | Правовая информация | Сотрудничество | Наши партнеры | Координаты |

Copyright © 2004-2016 ЧОУ ДПО «ЦПР». Все права защищены
info@cprspb.ru