На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь
На страницы учебного центра
Организационно-правовые вопросы
Экономическая безопасность
Безопасность КИС
Защита речевой информации
Техническая защита объектов
Сертификация и лицензирование
Кадровая безопасность
Преступления в сфере высоких технологий
Нормативные документы
Полезные ресурсы

 

Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта

А. И. Соловьев,

докторант СпбГУ

 

Если собственник не позаботится об обеспечении экономической безопасности собственного бизнеса, никто другой не сделает этого и подавно.

Разговор об экономической безопасности нам хочется начать с вопросов: «На всю страну были известны Инкомбанк и фирма «Союзконтракт». Где они сейчас? Они стали жертвами недобросовестной конкуренции или сами загнали себя в угол»? Информации о нынешнем положении этих представителей российской экономики мало, но ясно самое главное: от их былого могущества не осталось и следа.

Можно предвидеть реакцию читателей: «О какой экономической безопасности можно вести разговор в российских условиях сегодня, если даже такие крупные структуры не смогли ее обеспечить. Мы заложники нашего времени и до экономической защищенности нам еще далеко». С этой точкой зрения согласиться никак нельзя. Решать вопросы обеспечения экономической безопасности своего бизнеса в современных российских условиях не только нужно, но и можно. Для этого в стране уже существуют пусть не совершенные, но достаточные условия и возможности.

В качестве примера рассмотрим, как в чрезвычайно сложной ситуации 1998 года эту проблему решал Промстройбанк Санкт-Петербурга. Еще в марте-апреле аналитики банка стали докладывать управляющему о возникновении негативных тенденций на финансовом рынке. В мае-июне уже было принято решение о перемещении активов с рынка государственных ценных бумаг на валютный рынок. Август 1998 года Промстройбанк встретил с долей активов, размещенных в государственных ценных бумагах, не более 5 %. В дальнейшем деятельность руководства банка была направлена на работу по предотвращение массового оттока средств и сохранения доверия клиентов, которым разъяснялись причины сложившейся ситуации, до которых доводилась информация о мерах, предпринимаемых банком по сохранению ликвидности и т. п. Правильная оценка ситуации, своевременные и тактически грамотные действия руководства позволили банку выйти из нее со значительно меньшим ущербом, чем это могло быть, и уже через два месяца вернуться к полноценному без ограничений обслуживанию своих клиентов. Конечно, банку потребовались годы, чтобы полностью компенсировать ущерб, понесенный в результате кризиса, но не растеряв доверия клиентов в самый сложный период, он сохранил способность функционировать как кредитное учреждение.

Анализируя происходящие события и факты, невольно приходишь к пониманию того, что мы находимся только на начальном этапе осознания места проблемы безопасности и, в частности, экономической безопасности в современном мире, стране, в жизни каждого из нас. В международных отношениях уже признано:

  • международная безопасность имеет всеобъемлющий характер, она включает в себя экономические, политические, военные, экологические, гуманитарные, информационные и другие аспекты;
  • международная безопасность неделима: нельзя строить безопасность одного государства за счет других.

Эти положения необходимо учитывать при формировании концепции экономической без-опасности на всех уровнях, от государственного до хозяйственного.

Экономическая составляющая безопасности далеко не случайно поставлена на первое место. Негативные последствия реализации угроз не только экономических, но и любого другого характера (политических, военных, экологических, социальных и т. д.) всегда оцениваются размером материального ущерба, возмещение которого ложится дополнительным бременем на экономику страны или отдельного субъекта экономики этой страны. Это – экономическая без-опасность в широком смысле, суть которой состоит в обеспечении поступательного экономического развития общества с целью производства необходимых благ и услуг, удовлетворяющих индивидуальные и общественные потребности.

В Советском Союзе все вопросы, связанные с обеспечением безопасности, находились в ведении государственных органов. В настоящее время мы наблюдаем воссоздание системы безопасности, в которой основная роль отводится государству. Это проявляется и в том, что со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти предпринимается чрезвычайно мало шагов, направленных на создание условий, обеспечивающих реальную возможность каждого физического или юридического лица самостоятельно, при помощи негосударственных или государственных организаций защищать свои гражданские и экономические права. Приведем лишь два примера.

Проект закона «О коммерческой тайне» уже около восьми лет не может обрести официальный статус. И это не случайно. Правовые нормы этого закона позволили бы навести относительный порядок в информационной сфере предприятий: что и как можно засекречивать, а что должно быть доступно каждому заинтересованному лицу без каких-либо ограничений.

Неурегулированность этого вопроса приводит к тому, что работать в сфере сбора и обработки информации чрезвычайно сложно. В справочно-информационном издании «Все о вашей безопасности 2000 – 2001 год», изданном в Москве, в разделе «Информационно-аналитическое обеспечение безопасности» значатся только 5 фирм. Немного для 8-миллионного города с интенсивной экономической жизнью. Остальные предпочитают не светиться, так как пути добывания необходимой информации в основном не законные: либо воруют, либо используют неформальные связи.

Второй пример связан с действующим законом «О частной детективной и охранной деятельности». Несмотря, на то что детективная деятельность стоит в его названии на первом месте, закон выполнил свою задачу только в части регулирования частной охранной деятельности. А как обстоит дело с частными детективами? Их практически не существует. В упомянутом абзацем выше справочном издании раздела, посвященного детективной деятельности, даже не существует. Только в отдельных рекламах охранных фирм содержатся ссылки на наличие лицензии на частную детективную деятельность. Здесь уместно вспомнить, что далеко не все статьи Уголовного кодекса РФ в разделе экономических преступлений предполагают проведение предварительного следствия. Это означает, что обязанность сбора доказательств о совершенном правонарушении лежит на заинтересованном лице, то есть потерпевшем. Кто же ему в этом поможет, если государственные правоохранительные органы этого делать не обязаны.

Что же в рыночных условиях должно составлять предмет обеспечения экономической безопасности предприятия, фирмы, собственника. Экономическая безопасность фирмы – это состояние защищенности от ущербов различной природы, которые можно условно разделить на несколько видов:

  • случайные и умышленные;
  • направленные против собственности;
  • препятствующие осуществлению экономической деятельности;
  • управленческие;
  • информационные;
  • структурно-функциональные;
  • кредитно-финансовые;
  • технико-технологические;
  • товарно-распределительные;
  • экологические;
  • исходящие от персонала фирмы;
  • направленные против персонала фирмы;
  • административные и уголовные;
  • имиджевые и т. д.

Приведенного перечня вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о всеобъемлющем характере деятельности, которая должна проводиться для обеспечения экономической безопасности предприятия. На двух из перечисленных выше видах угроз, а именно направленных против собственности и препятствующих осуществлению экономической деятельности, нам представляется необходимым остановиться подробнее, поскольку они имеют концептуальное значение для понимания проблем, связанных с темой экономической безопасности.

При социализме практически вся собственность была государственной и защищалась всей мощью государственного аппарата. В рыночных условиях каждый из нас имеет право не только на собственность, которая находится в личном потреблении, но и на средства производства и предприятия в целом. Причем собственник может сам принимать участие в деятельности своего предприятия, а может привлекать для управления наемных менеджеров. При этом степень контроля собственника над принадлежащими ему фирмами будет различной, что требует различных подходов к обеспечению безопасности собственности. Это особенно актуально здесь и сейчас, так как по России с завидной регулярностью прокатываются волны передела собственности, причем далеко не всегда правомерного. Уже никого не удивляет использование для покушения на собственность таких характерных для рыночной экономики процессов, как скупка акций и формирование контрольного пакета, банкротство и уступка долгов. При отсутствии надлежащего контроля за деятельностью наемных сотрудников легко можно лишиться собственности в результате, например, ликвидации компании, взысканной в счет погашения долгов.

Кроме того, общепризнанно, что совершенной конкуренции в ее классическом понимании не существует ни в развитых капиталистических странах, ни тем более в России. Недобросовестная конкуренция является непременным атрибутом рыночных отношений. Ее инструменты могут быть использованы не только для получения неправомерного превосходства над соперником по бизнесу, но и для полного подавления конкурирующих предприятий с целью вытеснения их с рынка или перераспределения их собственности в своих интересах.

Остальные виды угроз можно рассматривать в качестве инструментов для реализации описанных выше, поэтому исходить в своей бизнес-политике следует из того, что собственность и конкуренция в рыночной экономике будут существовать всегда, а, следовательно, тема экономической безопасности имеет неограниченную перспективу.

Противостоять экономической опасности можно и нужно даже в российских условиях становления рыночных отношений. Этому необходимо учиться всем, кто не желает доверять защиту своих экономических интересов тому, кого они интересуют в последнюю очередь: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

При создании системы экономической безопасности в своей работе необходимо уделить внимание следующим направлениям: правовому, организационно-управленческому, информационно-аналитическому и техническому. Только объединение в едином комплексе правовых, экономических и специальных знаний позволяет всеобъемлюще подойти к решению проблемы обеспечения безопасности.

В зависимости от специфики экономической деятельности объем мероприятий по каждому направлению и соотношение между направлениями будет различным. Кому-то будет достаточно грамотно организованного правового обеспечения своей деятельности, а перед кем-то встанет вопрос о создании специализированных подразделений и вложения средств в защиту экономических прав и интересов. В любом случае обеспечение безопасности должно соответствовать требованиям принципа экономической целесообразности. Затраты на обеспечение безопасности неизбежны, но их размеры должны соответствовать степени опасности и стоимости защищаемого ресурса. Необоснованные затраты на обеспечение безопасности сами могут стать угрозой функционирования фирмы, и такие примеры в нашей действительности есть.

Угрозы экономическому положению организации следует разделить на две основные группы:

    1. Угрозы собственности фирмы, включающие покушение или нанесение ущерба ее материальным и интеллектуальным ресурсам вплоть до нарушения прав собственника на владение бизнесом или утраты контроля над ним;
    2. Угрозы нарушения экономической деятельности фирмы, к которым можно отнести, например, невыполнение договорных обязательств, несоблюдение налогового или экологического законодательства, возрастание дебиторской задолженности, принятие неправильных управленческих решений, низкую квалификацию персонала и т. п.

Алгоритм создания системы обеспечения экономической безопасности может быть представлен следующей последовательностью действий:

    1. Всестороннее изучение рыночного сектора, в котором работает фирма и в которых она планирует начать работу в обозримом будущем, политических, экономических, криминогенных факторов в стране, регионе, городе, а при необходимости и в мире, которые могут оказывать влияние на деятельность фирмы. Цель: уяснение текущего экономического положения фирмы, прогнозирования ее положения в будущем в соответствии с планами развития бизнеса и формирование перечня угроз, которые могут мешать достижению поставленных целей.
    2. Разработка комплекса мер, направленных на предупреждение, выявленных угроз или снижения ущерба, который может иметь место при их реализации, в том числе и мер по локализации угроз и ликвидации их последствий.
    3. Разработка организационной структуры системы безопасности, включающей определение целей и задач по обеспечению экономической безопасности, разработку положения по экономической безопасности и различных инструкций, распределение обязанностей по обеспечению экономической безопасности между должностными лицами и подразделениями фирмы, назначение ответственных лиц, введение должностей, специальных структурных подразделений и формирование службы безопасности.
    4. Организация контроля за соблюдением установленного режима экономической безопасности, проводимого по методикам, разрабатываемым в организации.

Предлагаемый алгоритм не имеет привязки к конкретным задачам и проблемам, которые стоят перед организацией, поэтому объем и характер действий при создании системы экономической безопасности в каждой организации будет сугубо индивидуальным. В этом заключается одна из основных проблем, характерных для данной задачи, поскольку любые рекомендации, с которыми приходится сталкиваться на страницах печати или при обмене мнениями на различных конференциях и семинарах, пригодны лишь для «принятия к сведению». Применение рекомендаций возможно только после их тщательного осмысления и преломления через призму конкретных обстоятельств своей деятельности.

Система безопасности и задачи, которые она призвана решать, в каждом конкретном случае имеет сугубо индивидуальные черты. Формирование собственной системы экономической безопасности требует понимания сути этого процесса, факторов, определяющих ее специфику в каждом конкретном случае, существующих приемов и методов защиты экономических интересов, способов их адаптации к конкретной ситуации. А для этого необходимы знания в этой далеко не простой, но необходимой для нашего времени сфере.

 

"Защита информации. Кофидент", № 3, 2002

 

| Начало | Новости | О проекте | О ЦПР | Правовая информация | Сотрудничество | Наши партнеры | Координаты |

Copyright © 2004-2016 ЧОУ ДПО «ЦПР». Все права защищены
info@cprspb.ru